Размышления. Покой. Тишина. Уголок земли, где можно глубоко поразмыслить на собственной жизнью, поступками и делами, чувствами и словами. Вокруг ничего – только святое безмолвие древних скал, молчаливых монастырских стен, пыльных каменистых дорог. Наверху ровно дышит высокое небо, укрывая весь Афон дымчатыми серо-голубыми крыльями. Слева и справа уходящие далеко за горизонт бирюзовые волны Эгейского моря. Безмолвие и благодать святой пустыни. Когда находишься на самой высокой точке Афонской вершины, кажется, что до небес ближе, чем до морского берега, прибежища цивилизации и людской жизни, и само существование на земле резко меняет ход, обращаясь из вне внутрь собственной души. Афон, уединенная святыня, здесь веками создавался великий оплот христианства, многие годы здесь жили и живут по сей день те, кто навсегда отвернулся от мирской жизни, те, кто ежедневно ведет молчаливый диалог с Богом. Здесь знают, что такое прощение и милосердие, честь и сила духа, здесь знают, что большая часть наших светский чаяний и стремлений – пустой звон, который утихнет с нашей смертью. На Афоне как-то отчетливо начинаешь понимать, что наша ежедневная суета – зачастую просто бестолковая вереница дел, не приносящих истинного добра в этот мир. Да, мы умеем оперативно решать задачи, быстро принимать решения и часто пользоваться фразой «Я подумаю об этом завтра». Но если задуматься – «завтра» понятие эфемерное, есть только сегодня и уже новый круговорот людей, забот, дел и решений затягивает нас в свои сети. Иногда начинаешь задумываться о том, что мы не просто живем, мы только лишь «успеваем», и каждый день мы изо всех сил стараемся успеть как можно больше – за день, за час, за год. Но ведь и нельзя обвинить человека в явном и сильном желании «многое успеть сделать», «добиться большего», бесцельная аморфная жизнь скучна и однообразна и по сути своей не имеет смысла – ни для человека, ни для его близких и окружающих. Дело ведь не в бесцельности или наличии цели, а в поверхности наших жизненных притязаний. Как часто кроме своих личных проблем ты думаешь об общем смысле своих поступков, о прошлом и будущем, о конечности этого мира и общества, о хорошем и плохом, о содеянном и невыполненном и том, что рано или поздно, так или иначе все когда-нибудь закончится, и ты предстанешь перед судом Божьим?

***

В одном из монастырей Афона есть необычная поэма, написанная монахов Виталием в 1905 году. Она называется «И мы будем такими…». Это размышления старца у последнего людского приюта. Для нас, для обычных людей, я думаю, трудно, пребывая на кладбище, мыслить глобально – о тленности, о бренности бытия, потому что минуты, проведенные у смертного пристанища наших близких – это минуты, заполненные для нас тишиной, воспоминаниями, молитвами, печалью и грустью. И мне кажется, редко кто в такие минуты думает о том, что смерть – это шаг к бессмертию. Человек же, который свою жизнь прожил праведно, посвятил себя служению Богу, человек, который ежедневно возносит молитвы о спасении души человеческой, добровольно проводящий свою жизнь в уединении Афонских монастырей, - совсем с другими чувствами он оценивает кладбищенскую мертвую тишину. В протянувшихся полосах старых захоронений покоятся не только тела, а годы жизни каждого из усопших. С ними вместе ушли в свой последний приют их страсти, грехи, дела и эмоции, и более в этом мире они не играют никакой роли, никого не тревожат и не беспокоят, и для ушедших душ - они также бессмысленны. А кроме того лишаются смысла те наши дела, во имя которых мы пренебрегаем Божьим заповедями, идя на поводу у собственных алчных желаний. В сочинении монаха Виталия нет упрека, нет зловещих предостережений, нет напоминаний о долге нашем перед Богом, это только размышления о ходе жизни, о том, как все начинается и как заканчивается и простой вопрос в финале. Вопрос, предложение из всей долгой жизни выделить все же время для познания собственного пути, не для расписания своих каждодневных трудов, а понять, что в самом деле ты хочешь принести в эту жизнь, что хочешь оставить после себя своим потомкам и тем, кто будет жить дальше. Каждодневная суета стирает рамки плохого и хорошего, правильного и неверного, и заставляет нас накапливать лишний груз забот, а жизнь, свои принципы и устремления нужно видеть ясными и чистыми. Размышляя на строчками поэмы, начинаешь понимать, сколь ничтожны бывают наши эмоции, которые лишь изредка имеют действительное влияние на разрешение тех или иных дел. Думается, что какими бы ни были наши цели, нужно учиться быть терпеливыми к другим и к самим себе, проявлять милосердие и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, даже в ущерб себе, ведь доброе дело, помощь ближнему - это часть добра, это лучше, чем безразличие, равнодушие и эгоистичное стремление к своим собственным целям.
Я думаю, что «И мы будем такими…» - это научение для каждого из нас. Это шаг к попытке понять свою жизнь, к пониманию того, что нельзя жить бездумно, жить только лишь в атмосфере личных устремлений. Это вопрос к каждому человеку об ответственности за его поступки, о величии и благородстве этих поступков. Жизнь и смерть неразделимы в человеческом существовании, но только от нас зависит живем ли мы в ожидании и страхе смерти, занимаясь накоплением ненужных и бессмысленных дел, или идем по ясной дороге жизни, воздавая должное добру и смирению, понимая, что конец этой дороги – только лишь шаг к другой жизни, а дела наши останутся в помощь тем, кому жить дальше.

И мы будем такими….

Люблю бывать по временам,
Где скрыта тайна жизни нашей,
Где, может быть, сокроюсь сам
Вслед за испитой смертной чашей.

Здесь я минуты провожу,
Томим уныньем неисцельно,
И здесь отраду нахожу,
Когда душа скорбит смертельно.

Смолкает тут житейский шум
И, вместо мыслей горделивых,
Приходить рать суровых дум,
Судей нелестных горделивых.

Передо мной убогий храм,
Наполнен мертвыми костями,
Они свидетельствуют нам,
Что мы такими ж будем сами.

Немного лет тому назад
Как жили те земные гости.
И вот ушли они в «свой град»,
Оставив нам лишь эти кости.

Не в силах были и они
Владеть собой в иную пору:
И между ними, как людьми,
Бывали ссоры из-за сора.

Теперь, довольные судьбой,
Лежат, друг другу не мешая;
Они не спорят меж собой:
Своя ли полка иль чужая.

Мы тоже гости на земле,
И нам лежит туда дорога:
Идём по ней в какой-то мгле,
Не видя вечности порога.

И святость любим и грешим:
Гонясь за счастием – страдаем,
Куда-то каждый день спешим
И то, что важно, забываем.

Боимся смерти и суда,
Желаем здесь пожить подольше,
Стараясь избегать труда
И чтоб скопить всего побольше.

Не можем слова перенесть
Иль чуть не ласкового взгляда,
И скорбных испытаний крест –
Для нас мучительнее ада.

Других виним почти всегда,
Хоть сами Бога погневляем.
Себя ж винить мы никогда
И в самом малом не дерзаем.

Для личной прихоти своей
Готовы потом обливаться,
Не спать подряд и пять ночей,
Во все опасности пускаться.

Кривить душой на всякий час,
Безбожно совесть попирая,
И всё, что только тешит нас,
К себе усердно загребая.

За честь всегда стоим горой,
Ценим труды свои и знанья,
И невниманье к ним порой
Приносит нам души терзанья.

Таков есть страстный человек,
Хвастливый бог земного рая,
Он суетится весь свой век,
Покоя день и ночь не зная.

И всем безумно дорожит,
Пока здоровьем обладает:
Когда ж болезнь его сразит,
Совсем другой тогда бывает.

Ударит грозный смертный час –
Душа греховная смутится..
И всё, что дорого для нас,
Со всем навек должны проститься.

Бессильны нежности друзей,
Ничтожны ценности имений:
Они не могут жизни сей
Продлить хоть несколько мгновений.

Напрасно с помощью спешат
И врач искусство изощряет:
Больному все трудней дышать,
И он, конечно, умирает.

Хладеет грудь и тухнет взор,
Все чувства рабски умолкают,
И нас как будто некий сор
Поспешно в землю зарывают.

Затем немного надо знать,
Что с нами здесь потом бывает:
Вот эти кости говорят,
Им наша совесть доверяет.

Один момент – и жизнь мечта!
Зачем же столько треволнений?
Зачем вся эта суета
И масса горьких наслаждений?

Мы забываем тот урок,
Который смерть нам повторяет,
Что жизнь дана на краткий срок,
И детства дважды не бывает.

О смерть! Кому ты не страшна?
Кому ты только вожделенна?
Блажен, кто ждет тебя как сна,
Кто помнит, что душа бессмертна.

И нет несчастнее того,
Кто вспомнить о тебе страшится:
Вся жизнь – мученье для него,
И сей, однако, он лишится.

А там – для праведных покой
И радость вечно со святыми:
Для грешных ад с кромешной тьмой
И участь их с бесами злыми.

Теперь, быть может, что иной
Одежды всякий день меняет:
Умрет – положат лишь в одной,
И той случайно не бывает.

А тот, кто даром мудреца
Владеет, Бога же не знает,
Умрет – не более глупца:
Напрасно только жизнь теряет.

Недалеко уж этот срок:
И эта к вечности дорога…
Припомни мудрый тот урок:
Познай себя – познаешь Бога.

Познай откуда ты и кто,
Зачем пришел, куда идешь –
Что ты велик и ты никто,
Что ты бессмертен и умрешь.